В музейный комплекс Государственного Эрмитажа входит семь зданий. Их фасады украшают разнообразные декоративные элементы, представляющие собой скульптуру, декоративные панно, рельефы, скульптурно–декоративные элементы обрамлений оконных проемов, выполненные в различной технике. Многообразие декора представлено медновыколотной и цинковой скульптурой, скульптурой и декоративными элементами из натурального камня, терракоты и гипса. Все скульптурно–декоративные элементы, являясь частью фасадов, одновременно с этим, сами по себе, являются памятниками, и требуют к себе особого квалифицированного научно–реставрационного подхода.
В настоящее время, в рамках программы по хранению фасадов зданий музейного комплекса, ведется большая работа по разделению хранительских функций. Помимо хранителей фасадов, создана отдельная группа, занимающаяся хранением только скульптурно–декоративных элементов фасада. Специалисты, входящие в эту группу, ведут работу по паспортизации и составлению хранительской документации на каждую единицу хранения, в которой отражены материал, техника исполнения, конструктивные особенности, проводимые реставрации и состояние сохранности декоративных элементов. На фасадах Зимнего дворца расположено полторы тысячи оконных проемов, в обрамлении которых использовано большое количество разнообразных декоративных элементов. Детали, составляющие обрамление наличников оконных проемов можно условно разделить на три группы. Самую многочисленную из них представляют декоративные лепные элементы, включенные в карнизную часть наличников с завершением в виде разнообразных сандриков. Они являются доминантой всего декоративного обрамления проемов, и именно по ним выделяются виды обрамлений. Следующая группа деталей, составляющих обрамление окон — это декоративные элементы, используемые в подоконных частях наличников оконных проемов. И последняя группа элементов включает декоративные накладки, расположенные в верхней трети вертикальных тяг наличников и представляет собой консоли, которые поддерживают сандрики оконных проемов. В дальнейшем, на основе этой работы будет проводиться мониторинг за состоянием сохранности памятника, и составляться реставрационные методики. Такая система описаний архитектурно–декоративных элементов позволила решать подобные задачи не только для Зимнего дворца, но и применительно к другим зданиям, со сложным декоративным решением фасадов.
Проблемы реставрации Эрмитажа
К сожалению, практически все элементы, составляющие декор зданий реставрируются только в процессе ремонтов фасадов, не смотря на их иногда аварийное состояние. Еще одной немаловажной проблемой, связанной с реставрацией декора является тот факт, что реставрацию фасадов ведут строительные фирмы, которые относятся к декору здания, как к части фасада, что наносит немалый ущерб декоративным элементам. Зачастую реставрацию декоративных элементов производят специалисты, не имеющие достаточной квалификации для реставрации таких деталей. Реставрация декоративных элементов связана и со сроками, отведенными на ремонт фасадов, так как чаще всего не учитывается количество расположенного на фасаде декора и сложности, связанные с его реставрацией.
Иногда, при проведении реставрационных работ плохо сохранившиеся декоративные элементы фасада уничтожаются, а на их место ставят новоделы, выполненные из других материалов. Здесь встает очень серьёзный вопрос о выборе материала, и насколько этот материал должен совпадать или быть близок к материалу подлинника. Например, скульптура на парапете Зимнего дворца изначально была выполнена из известняка, но к концу XIX века, когда камень потерял прочность вследствие пожара 1837 года, а также от атмосферного воздействия, было принято решение о замене скульптуры. Новая, медно–выколотная скульптура, выполненная по моделям профессора Академии художеств М. П. Попова, значительно отличается от первоначальной, вырубленной из пудостского известняка. При работе над моделями М. П. Попов не копировал буквально скульптуры XVIII века. В отличие от первоначальной, барочной скульптуры, напрямую связанной с пластикой дворца это была уже скульптура эпохи классицизма, с характерным для нее стремлением к уравновешенности пропорций и гармонии форм.
Но вопрос состоит не в том, как подобная замена отразилась на восприятии образа дворца, а в том, насколько при сохранении форм возможна замена материала при проведении реставрационных работ. Первоначальная каменная скульптура парапетов Зимнего дворца была выполнена из пудостского камня и побелена. Она являлась доминантой всего декоративного убранства, завершением вертикального объемно–пространственного членения дворца. Новая, медновыколотная скульптура, сначала была окрашена в черный цвет (хотя есть предположение, что ее сначала побелили, как и каменную), потом краску сняли, и сейчас на поверхности скульптуры мы имеем естественную патину. Сейчас идет реставрация каркасов скульптуры, и вопрос о выборе цвета окончательно еще не решен.
Примененные решения
Достаточно сложная и трудоемкая задача возникла при реставрации медновыколотной скульптуры, расположенной на постаментах парапетов кровли Зимнего дворца. Медная скульптура — более долговечна, чем каменная, но и для нее нужен постоянный уход и реставрация. Первоначально, для того чтобы обеспечить устойчивость медной скульптуры при сильных ветровых нагрузках, были сделаны прочные железные каркасы. Основой каждого каркаса была железная труба диаметром 60–70 мм, заглубленная в кирпичную кладку постамента на глубину порядка 1 м. К этой трубе на уровне плинта прикреплялся прямоугольник из углового железа. Эллипсообразные обручи устанавливались на уровне бедер и груди статуй, и соединялись между собою и основной трубой железными полосами. К этим элементам каркаса припаивались или крепились на заклепках медные фрагменты скульптуры.
В результате исследований стало ясно, что весь декор нуждается в капитальной реставрации с заменой железных деталей на латунные.
Для восполнения утрат и мастиковок поверхности натурального цветного камня (в основном твердых пород) сотрудниками Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа, совместно с научно–технической фирмой «Инфраспек», был разработан новый материал на основе двухкомпонентного полиамидо–содержащего компаунда — «Лудевол». Испытания материала и искусственного камня, созданного на его основе в лабораторных условиях, и экспериментальная работа на открытом воздухе, выявили ряд преимуществ нового материала, по сравнению с традиционно используемыми эпоксидными и полиэфирными смолами:
– «Лудевол» на молекулярном уровне имеет продольно–сетчатую структуру с скомплексированными валентными связями, поэтому он обладает большой механической прочностью и долговечностью;
– Он обладает внутренней пластичностью, что снимает необходимость вводить в его состав пластификатор;
- В исходном состоянии он имеет низкую вязкость и может проникать в поры реставрируемого материала, заполняя микротрещины и укрепляя ослабленные зоны;
– «Лудевол» обладает достаточной адгезией для долговечной склейки;
- Благодаря низкой вязкости и малому поверхностному натяжению он принимает большое количество наполнителя (более 80%).
Искусственный камень на основе этого материала был использован при восполнении утраты на одной из герм на здании Нового Эрмитажа выполненной из серо–черного сердобольского гранита.
До сих пор окончательно не решен вопрос с реставрацией атлантов, выполненных из сердобольского гранита, на портике Нового Эрмитажа. На щиколотках ног угловых атлантов зафиксированы трещины (В 1919 г. специальная комиссия с участием архитекторов Л.Бенуа, Н.Крамского, осмотрев здание, пришла к заключению, что трещины на стене южного фасада и ногах атлантов давнего происхождения, и что появились они из–за наклонной осадки здания.), которые имеют некоторые подвижки, связанные с деформациями самого здания и конструктивными особенностями портика, подтвержденные проведёнными в 1997 году комплексными инженерными исследованиями. Жестко закрепленные в конструктивных деталях портика гранитные статуи не выдержали скручивающего напряжения от деформаций основания, вследствие чего появились трещины в наиболее тонких местах. Наличие открытых трещин, со скапливаемой в них влагой, которая в процессе многократных циклов замораживания–размораживания создает дополнительное напряжение в камне, способствует дальнейшему его разрушению. Но вопрос о составе мастики для восполнения утрат до сих пор остается нерешенным. «Меридиональная компания по восстановлению памятников. Марсель. Франция», проводившая реставрацию южного фасада Нового Эрмитажа в 2000 году, предложила произвести мастиковку трещин составом на основе эпоксидной смолы. Но при наличии постоянных подвижек проводить мастиковку твердыми материалами нельзя, так как они будут способствовать дальнейшему «разрыву» камня. В сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимо провести консервацию трещин эластичным материалом, который бы исключил возможность проникновения влаги в полости камня.
Еще одна проблема связана с реставрацией декоративных элементов из терракоты, более 4 тысяч которых расположено на фасадах Нового Эрмитажа. Это разнообразные акротерии, декоративные панно, маски львов, фигуры орлов, капители колонн, декоративный фриз. В 1935 году при проведении реставрационных работ на фасадах, некоторые акротерии были сняты для реставрации. В архиве Кино–фотодокументов хранится фотография, датированная этим временем, где видно, что на окнах первого этажа нет ни одного акротерия. При этой же реставрации были выполнены и новые цементные акротерии, украшающие карнизы оконных проемов. Цементные акротерии отличаются от подлинных терракотовых более низким качеством, утрачена четкость и точность проработки и моделировки рельефа. Еще одна замена была проведена в 1956 году, когда большое количество подлинных терракотовых львиных масок, расположенных на карнизе, проходящем над 2 этажом по всему периметру здания, было сколото и заменено цементными новоделами.
Последние несколько лет велась большая работа по восстановлению утраченного терракотового декора (орлов, акротериев и львиных масок). При изучении сохранившихся фрагментов орлов и акротериев, снятых с угловых павильонов оказалось, что они имеют некоторые отличия по составу, виду и цвету глины черепка, точности моделировки и проработке поверхности. Это свидетельствует о том, что кроме первоначальных экземпляров, есть такие, которые сделаны позднее, т.е. они являются воссозданиями другого времени. Но самое главное отличие в размерах. Новоделы сделаны по форме, снятой с подлинного экземпляра, без увеличения модели в расчете на усадку. В результате воссозданные орлы оказались несколько меньше, нежели первоначальные экземпляры. В лаборатории научно–технической экспертизы памятников Государственного Эрмитажа были проведены исследования состава подлинной керамической массы, её пористости и водопоглащения. На основании проведенных исследований был подобран состав глины и разработана методика воссоздания керамического декора с учетом всех требований и ошибок предыдущих воссозданий. В настоящий момент воссозданы все виды утраченных элементов керамического декора Нового Эрмитажа.
Большую сложность при реставрации представляют собой декоративные элементы фасадов, выполненные из гипса или стюка (известкового раствора с наполнителем). Декоративные элементы, выполненные из этого материала, представляют собой рельефы, лепные детали элементов обрамления оконных проемов и скульптуру. Непрочный, подверженный быстрому разрушению гипс, находящийся на открытом воздухе, в условиях влажного климата нашего города требует к себе особо осторожного подхода. В результате многочисленных обследований выяснилось несколько причин, влияющих на сохранность гипса и декора вообще. Но самая главная причина связана с месторасположением декора. Те элементы, которые находятся на угловых частях фасадов зданий, где сталкиваются воздушные потоки, подвержены большему разрушению. На эти места попадает в несколько раз больше влаги, чем на другие участки фасадов. Неблагоприятная роза ветров приводит к разрушительному влиянию воздействия атмосферы, которая в этом месте значительно более агрессивна, чем в других местах.
При реставрации гипсовых поверхностей необходимо соблюдение некоторые условий, для обеспечения сохранности авторского слоя.
Чаще всего полное удаление слоя краски с поверхности можно допустить лишь в том случае, если большая часть покрытия растрескалась и отслаивается. Гипсовые поверхности не рекомендуется расчищать «в сухую», как это обычно делают при проведении фасадных работ.
При окраске декоративных элементов из гипса необходимо использовать «дышащие» силикатные краски.
В заключении хотелось бы отметить, что сейчас стали намечаться положительные тенденции в отношении реставрации скульптурно–декоративных элементов фасадов. Благодаря формальному выделению их в отдельную группу памятников, появилась возможность их изучения и проведения научно–обоснованных методов реставрации.
Иточник: art-con