В развитии внутреннего рынка металлов в последние годы усматриваются две основные тенденции: во-первых, увеличение спроса на высококачественный прокат и стали со специальными свойствами, во-вторых, потребность клиентов в комплексных услугах и аутсорсинге. Постсоветская организация продаж металла, а по сути – разрушенная реформами советская система централизованного снабжения и сбыта, – не могла обеспечить требуемые объемы. Появление в России 2000-х годов сервисных металлоцентров вызвано необходимостью устранить возникший у переработчиков и потребителей дефицит металла
Сервисный металлоцентр (СМЦ) для нашей страны – понятие сравнительно новое. Еще недавно вся торговля металлом высокого передела сосредотачивалась вокруг металлобаз – наследия советского прошлого с его распределительной системой. Новые экономические реалии заставили владельцев таких торговых точек позаботиться, помимо купли-продажи и расширения сортамента, о дополнительных сервисных услугах, которые надо оказывать клиенту.
Складской комплекс
Наличие собственных складских площадей – необходимое условие для полного осуществления функций СМЦ. Работа производителя напрямую – с конвейрера к переработчику – часто оказывается неэффективной, а во многих случаях и затратной. Кроме того, существует большой риск срыва поставок. Поэтому складская инфраструктура, позволяющая создавать и хранить запас материалов для обработки, является неотъемлемой частью современного сервисного металлоцентра.
На практике СМЦ поддерживают три вида запасов:
- для обслуживания заказов клиентов;
- для обслуживания потребностей в восполнении;
- для оказания особых услуг переработчикам, например: хранить продукцию, которая остается собственностью производителя, поставлять ее в договорные сроки венчурным предприятиям-переработчикам.
Склады постоянно обновляются в соответствии с нуждами и перспективами. Например, в США пополнение запасов материала происходит по результатам ежедневных отчетов об остатках, а также четырехмесячного прогноза продаж. Как правило, местные СМЦ поддерживают трехмесячный запас. Это дает уверенность, что необходимый металл всегда будет в наличии, а замороженные суммы не превысят разумных пределов.
Транспортные и логистические услуги
Они должны включать в себя целый комплекс – от простой доставки до организации системы поставок в разные регионы и стыковки всех производственных процессов клиента, касающихся металлопотребления. При этом большое внимание уделяется точности поставок. Так, в странах Евросоюза заказ, поступивший до 12 часов дня, доставляется заказчику, расположенному в 90-100 км, уже на следующий день. Как правило, более 60% всех заказов на металл выполняется в ближайшие 24 часа. Единая система коммуникаций, используемая в сети металлоторговли, позволяет практически мгновенно получить заказ из любой точки.
Сегодня в Европе, помимо железнодорожного транспорта, перевозкой металла занято более 30 тыс. грузовых автомобилей общей грузоподъемностью порядка 250 тыс. тонн. При этом незначительная часть СМЦ владеет собственным автопарком, предпочитая отдавать эту услугу на аутсорсинг (такова, например, отличительная особенность скандинавского металлотрейдерства).
И, напротив, в США и Канаде при металлоцентрах часто организуются собственные автопредприятия. Там, учитывая значительные расстояния, сложилась собственная эффективная система транспортно-логистических услуг. Отправка заказов клиентам осуществляется собственными грузовиками либо курьерской службой в зависимости от расстояния и отгружаемого количества.
Отличительной чертой американского подхода является специально созданная единая для всех металлотрейдерских компаний система управления сервисной деятельностью. Существует постоянная онлайн-связь всех СМЦ и металлургических заводов, позволяющая автоматически составлять заказы и отслеживать их состояние. Единая информационная система дает возможность автоматически генерировать все необходимые виды отчетов и оптимизировать работу.
СМЦ: зарубежный опыт
В Европе и Северной Америке значительная часть торговли металлом давно организована таким образом, что включает все: от логистики до расчетов с поставщиками и клиентами. Основные формы взаимодействия посредников с производителями – металлотрейдеры и металлоцентры. Среди отличий сервисного металлоцентра от металлотрейдера основным является наличие у первого собственного производства, складского комплекса и логистических и транспортных услуг. Собственное производство, пожалуй, наиболее характерная черта современного СМЦ.
При этом тип обработки металла может варьироваться от простой резки в размер до выпуска достаточно сложных готовых изделий. Например, североамериканская компания Joseph T. Ryerson, создавшая в различных регионах США сеть из 25 обслуживающих центров, выполняет более десятка операций по доводке металлопродукции и подготовке ее к использованию потребителями, включающих плазменную резку, штамповку и полировку. Центр Marx-East Pacific первым в США организовал производство в СМЦ сварных двутавровых балок, в том числе широкополочных. Первоначально балки предназначались для трейлеров, а затем было налажено производство таких изделий и для легких строительных конструкций.
Необходимо также отметить, что собственное производство в современном СМЦ – это не только станочный парк, но и дополнительные возможности. Например – оказание инжиниринговых или консалтинговых услуг производителям.
Европейский подход к этому вопросу несколько отличается от американского. В Старом Свете больше внимания уделяется непосредственной торговле со складов. Поэтому организованные на СМЦ производства, как правило, занимаются необычными заказами, требующими индивидуального подхода. Например, предприятие фирмы GS-eydro (Норвегия) занимается производством и продажей уникальных изделий из труб любых марок сталей.
Современный опыт создания СМЦ в России
В начале 2000-х годов в российской экономике сложилась усточивая тенденция к развитию перерабатывающей промышленности и машиностроения. Открытие новых заводов отечественных и западных компаний, возрождение судостроения, строительный бум потребовали от трейдеров не только металла высокого качества, но и комплекса услуг, связанных с его обработкой. Так сложилось, что пионерами создания высокотехнологичных сервисных металлоцентров в нашей стране стали европейские компании, имеющие давние связи как с мировыми промышленными компаниями-клиентами, которые начали строить свои производства в России, так и с отечественными, ранее работавшими в режиме прямых поставок. Создание СМЦ позволяло упростить логистические и транспортные процедуры и существенно увеличить оборот. Прогноз, согласно которому доля высококачественного сталепроката будет неуклонно расти, представлен на диаграмме 1.
Елена Гришина
Фотоматериалы предоставлены компанией RUUKKI
Статистика свидетельствует
Статистика свидетельствует в пользу увеличения количества СМЦ:
- в Англии доля таких предприятий в общих поставках продукции из черных металлов увеличилась с 29,3% в 1974 году до сегодняшних 42%;
- в США она выросла с 21% в 1974 году до 30% в настоящее время (до 70% по нержавеющей толстолистовой стали);
- в Японии уже в 70-х годах удельный вес таких обслуживающих центров превышал 31% всех поставок проката из обыкновенной стали (сегодня свыше 60% по оцинкованному листу).
Коньюнктура рынка услуг по металлообработке
Юрий Выборнов, директор по продажам компании Ruukki:
- Конъюнктура рынка услуг по металлообработке склоняется к западному пути развития. Теперь предприятия не стремятся сами осуществлять полный цикл производства, поэтому часть линий передают на аутсорсинг. Металлоцентр должен соответствовать этой тенденции, выходя к клиентам с комплексным предложением в обработке металлов. В соответствии с этим был сделан сознательный упор на такую продукцию. При этом особое внимание уделялось глубине и точности переработки такого металла в сочетании с четкостью поставок. Таким образом, клиенту мог быть организована поставка практически готовой высококачественной продукции в предельно сжатые сроки. Расчеты и практический опыт показали, что если идти по пути постадийного изготовления такого же заказа (например, создание собственной линии или передача части операций ряду сторонних организаций), то затраты оказывались непринципиально меньшими, но сильно страдало качество производства. Кроме того, потери времени увеличивались в разы, что непринципиально для небольших компаний, но критично для крупных предприятий, где слово «время» действительно означает «деньги».
Справка «ЛФК»
Аутосорсинг – полная калька английского термина outsourcing, название и суть которого означает передачу сторонней специализированной организации некоторых функций и обязанностей с целью повысить эффективность производственной деятельности предприятия-заказчика.